Главная   Биография-сказка для детей   Дизайн сайта   Содержание

 

Моя фамилия Шестун

Значение фамилии


Ежедневно нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег и товарищей.
Со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их ещё в большем количестве - сотни и даже тысячи. Это связано с важнейшей социальной функцией фамилий. В современном обществе человеку при рождении даётся имя, фамилия же переходит ему по наследству от родителей. Мы настолько привыкаем к своей фамилии, слыша её каждый день, что даже не задумываемся над тем, откуда она взялась и что означает.
Но однажды, услышав странную или необычную фамилию, может возникнуть вопрос: что же это за фамилия? Никогда не слышал... Что она означает? А как произошла моя собственная? А фамилия друга?
Благодаря антропонимике - науке, изучающей образование фамилий, мы можем узнать, как была образована та или иная фамилия и какое смысловое значение она несёт.
Так как же появились российские фамилии?
По мнению ученых-антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:
1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.
2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имён церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Чёрт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.
3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.
4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия – городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.
5. Интереснейшая группа российских фамилий – принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. Между прочим – Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров и Люминантов. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие.
Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться по одному решению руководства духовного училища, семинарии или высшей духовной академии.
Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".
Фамилии, в которых присутствует числительное, связаны с обстоятельствами рождения ребенка. И в Древнем Риме, и в Древнем Китае, и на Руси младенцев любили нумеровать: Первой, Второй (Другой), Третий и т.д. Так образовались фамилии: Первенцев, Первов, Первунин, Первухин, Первушин, Второв, Вторушин, Друганин, Друганов, Другов (впрочем, они могли образоваться и от слова друг); Третилов, Третников, Третьяков, Третьячков, Третюхин, Трешников; Четвериков, Четверкин, Четвертаков, Четвертов, Четверухин, Четыркин; Пятаков, Пятачков, Пятков, Пятов, Пятунин, Пятышев, Шестаков, Шестерев, Шестериков, Шестеров, Шестов (если не от слова шест), Шестунов, Шестухин, Семиков, Семов, Семяхин (могли произойти также от имени Семен); Девяткин, Девятков, Девятнин, Девятое (Девьятов), Десяткин, Десятов.
Шестаком обычно называли шестого ребенка в семье. Очень распространенное в старину имя. Шестунов, Шестухин, Шестериков, Шестеров - от «шесть», шестой ребенок в семье. Шестаков, Шестунов – производная от именования шестак, наиболее частое значение которого «шестой ребенок в семье» или «шестой мальчик», т.е. (по словарю Даля) «один из шести родных братьев» в семье, где было шесть сыновей. Фамилия распространена чаще всего на Севере: по материалам Всероссийской переписи 1897 г., в Архангельской губернии проживало несколько тысяч Шестаковых; по частоте употребления уступала только Поповым и Кузнецовым. Шестаковы встречаются в Сибири, в Зауралье, в Забайкалье и в центральных областях России. В Ономастиконе Веселовского: Шестак, Шестаковы — очень распространено; Петр Шестаков, митрополичий старец, казнен в 1569 г. Шестун Григорий Данилович Зайцев, середина XV в. Шестак —шестой в семье.
Эта фамилия в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.
Вот как описывает в книге «Моя фамилия» происхождение своей фамилии А. В. Шестун:
«...происхождение нашей фамилии самое простое – запорожское. Вполне вероятно, что какой-нибудь мой предок ходил под началом Богдана Хмельницкого против Мазепы, или наоборот – точно неизвестно».
«Но уже здесь кроется хитрость. Согласно словарю В. И. Даля, шестак или шестака называлась игральная карта с шестью очками. Так что некоторые Шестаковы именно ей могут быть обязаны своей фамилией.
Слово шест имело три основных значения:
1) срубленный и обтесанный ствол, жердь, слега;
2) очаг, двор, то есть, говоря более привычным для нас языком, домохозяйство;
3) мера земли, которую использовали для расчёта податей (тягла).
От любого из них могло образоваться прозвище, а впоследствии и фамилия. А ведь ещё был шестник, опять же с тремя значениями: чужак-пришелец, посыльный при княжьем дворе и рабочий с шестом на речных судах
Проблема, однако, в том, что Шестунами мы стали только последние сто лет. В XIX веке все наши предки писались через а – Шастун. В словаре В. И. Даля слово шастун приводится, как производное от шастать; то есть шастун – человек непоседливый, часто меняющий место жительства и занятия. Возможен и другой вариант – от слова шаст или шаста (так в Вологодской и Архангельской губерниях назывался еловый мох). Впрочем, а вместо е могло оказаться просто особенностью местного говора, которая в советское время, в эпоху всеобщей унификации, перестала учитываться».


След в истории Российской Империи


Из немногих сохранившихся до наших дней архивных документов можно проследить, какой след оставили представители рода Шестун в истории Российской Империи. Сведения эти касаются лишь представителей знатных родов, так как какие-либо документы относительно представителей других сословий в то время не имели особой ценности и, к сожалению, не сохранились.
Представители этого рода принадлежат к Ярославскому княжескому дому. Ярославские князья являются продолжателями рода Смоленских князей, которые, в свою очередь, происходят от рода Мономашичей. Мономашичи же берут своё начало от славного рода Рюриковичей.
«Шестуны (Шестуновы) в старинных документах встречаются нечасто, но некоторые из них оставили заметный след в истории. От Шестуна (в крещении Василий) Васильевича, сына ярославского удельного князя Василия Ивановича, ведут свой род князья Шестуновы. Аксинья Ивановна, дочь князя Ивана Дмитриевича Шестунова, вышла замуж за Фёдора Никитича Романова – племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Захарьиной. Сын Фёдора и Аксиньи Михаил Романов стал в 1613 году первым царём новой династии».
Сама фамилия «Шестун» происходит от прозвища основателя рода Василия Васильевича Шестуна Ярославского. Вот лишь самые известные носители фамилии, которые оставили след в истории государства Российского:
Василий Шестун Великий (? – 1495) - сын князя Василия Ивановича Воина Ярославского, внук Ивана Васильевича Большого Ярославского, правнук Василия Давыдовича Грозны Очи Ярославского. Служил Великому князя Ивану III. Родоначальник князей Шестуновых.
Дети князя Василия Васильевича Шестуна Ярославского - Пётр Великий (? – 1513), окольничий, Бехтеяр Васильевич Шестунов, Дмитрий Васильевич Зимница Шестунов, Семён Васильевич Кривой Шестунов, Иван Васильевич Шестунов, Данило Васильевич Бах Шестунов, Дмитрий Васильевич Кнут Шестунов, Василий Васильевич Керту Шестунов.
Андрей (? - ?) - сын князя Петра Васильевича Шестунова. Окольничий. Великолуцкий наместник.
Василий (? - ?) - сын князя Андрея Петровича Шестунова.
Василий (? - ?) - сын князя Василия Васильевича Шестуна Ярославского.
Семен (? - ?) - сын князя Василия Васильевича Шестунова. Окольничий.
Дмитрий (? - ?)- сын князя Семена Васильевича Шестунова. Боярин. В 1553 основал в Мещере на реке Шате город; в 1557 г. построил город с пристанью в устье руки Наровы ниже Иван-города с политической и коммерческой целью.
Федор (? - 1597) - сын князя Дмитрия Семеновича Шестунова. Боярин. В 1582-1583 был воеводой большого полка; в 1585 г. участвовал в переговорах со шведами на устье Плюссы близ Нарвы, которые привели к перемирию, но без возвращения русским городов Нарвы, Яма, Копорья, Корелы и Иван-города. В 1589 был послан из боярской думы на государеву службу в Казань. Умер в 1597.
Иван (? - ?) - сын князя Дмитрия Семеновича Шестунова.
Владимир (? - ?) - сын князя Дмитрия Семеновича Шестунова.
На Фёдоре, Иване и Владимире официальные сведения о продолжении рода Шестун обрываются, поэтому остается лишь предполагать, куда могла зайти ветвь Шестуновых.
В летописях встречается упоминание о носителях фамилии Шестун из других сословий. Это представители духовенства, хлебопашцы, кузнецы, мельники. Достоверно неизвестно, являются ли они предками Исидора Ксенофонтовича Шестуна, но то, что он является основателем династии Шестун из села Благовещенка Белоцерковской волости Александровского уезда, что в Екатеринославской губернии, подтверждено документально. Вот как описывает своего далёкого предка А. В. Шестун:
«Подробную семейную летопись мы стали вести только с начала девятнадцатого века. Известно, например, что мой прапрадед – Исидор Ксенофонтович Шестун – родился в 1805 году в крестьянской семье. Двадцати лет отроду был «забрит» в солдаты и оттрубил ни много ни мало – двадцать пять лет. Год его призыва (1825) отмечен такими крупными историческими событиями, как восстание декабристов и восшествие на престол Николая I. Уволился прапрадед из армии в 1850 году в чине унтер-офицера. Вернувшись в станицу, в этом же году женился на вдове с двумя сыновьями. Жена родила ему двух сыновей – Кондрата и Ивана. Кондрат выучился на военного фельдшера, Иван же всю жизнь работал на земле. У Ивана Шестуна, моего прадеда, и его жены, Варвары Филипповны Беликовой, было десять детей. Один из них, Александр, мой родной дед».

Описание местности


Первое достоверное упоминание о представителе рода Шестун относится к началу девятнадцатого века. Благодаря тщательно проведенным исследованиям сотрудников «Международного Генеалогического Агентства» была найдена запись в церковно-приходской книге села Благовещенка Белоцерковской волости Александровского уезда, что в Екатеринославской губернии, о рождении в крестьянской семье мальчика, получившего при крещении имя Никифор.
Александровский уезд располагался на юге Екатеринославской губернии, которая, в свою очередь, граничила на севере с Полтавской и Харьковской губерниями, на востоке – с областью Войска Донского, на юге – с Азовским морем и Таврической губернией и на западе – с Херсонской губернией. Наибольшее протяжение губернии с севера на юг 252 версты, с запада на восток — 463 с половиной версты.
В административном отношении Екатеринославская губерния составляла сначала часть Новороссийской губернии, под названием Екатерининской провинции. В 1783 г. образовано Екатеринославское наместничество, в 1803 г. — Екатеринославская губерния. В 1874 г. Александровский уезд был разделен на два уезда - Александровский и Мариупольский; и, наконец, в 1887 г. от Екатеринославской губернии были отделены Ростовский на Дону уезд и Таганрогское градоначальство. В окончательном варианте в составе губернии остались 8 уездов - Александровский, Бахмутский, Верхнеднепровский, Екатеринославский, Мариупольский, Новомосковский, Павлоградский и Славяносербский.
С географической точки зрения поверхность губернии представляет собой равнину степного характера, с двумя скатами на севере и юге и несколькими возвышенностями. Наивысший пункт губернии, 400 м над уровнем моря, находится в южной части Славяносербского уезда; здесь находится водораздел притоков Донца и речек Азовского моря. Остальные возвышенности проходят в Павлоградском и Новомосковском уездах, вдоль рек Орели, Орельки и Самары, и на западе губернии, где гранитная гряда пересекает Днепр, Ингулец и Кальмиус, образуя из них пороги.
Смешанные леса, изредка скрашивающие унылый степной пейзаж, ютятся на дне глубоких балок или вдоль рек и занимают лишь незначительную часть поверхности. Северной границей лесов, особенно дуба, является западная возвышенность губернии. Южнее раскинулась степь с редкой растительностью. По этой степи кочевали последовательно хазары, печенеги, половцы, монголы, татары Крымского ханства.

Заселение Екатеринославской губернии


Первыми русскими поселенцами здешних мест были донские и днепропетровские казаки (запорожцы), основавшие паланки, зимовища и сечи, главным образом по Днепру и побережью Азовского моря. Хлынувшие в 1751-55 гг. в нынешний Славяносербский уезд сербы, валахи, молдаване, болгары и черногорцы образовали целый ряд военных поселений Славяносербии, до сих пор называемых «ротами». В том же уезде селились в 1750-60 гг. бежавшие и прощённые правительством раскольники. С 1775 г., со времени образования Азовской губернии, в ней стали селиться казаки из Полтавской, Черниговской и др. губерний. С 1775 по 1782 гг. земли усиленно раздавались помещикам; всего роздано 4470 тыс. десятин и выселено крестьян из средней России 97 609 душ обоего пола. В процессе переселения к ним приставали беглые люди. В 1779 г. на территорию губернии переселены греки из Крыма и грузины с Кавказа, они обосновались в 24 селениях нынешнего Мариупольского уезда. В 1780 г. раздавались земли отставным солдатам; в 1781 г. решено переселить из молоземельных губерний 24 000 ревизских душ экономических крестьян. С 1788 г. начинается водворение на льготных условиях немецких колониалистов в Верхнеднепровский, Александровский и Екатеринославский уезды. В 1797 г. вызываются вторично греки, болгары, молдаване и албанцы. В 1803 г. отводятся земли офицерам русской армии: штаб-офицерам по 1000 десятин, обер-офицерам по 500 десятин. По окончании Крымской войны здесь поселены остатки волонтёров греческого легиона императора Николая I. В 1828 г. в Верхнеднепровском уезде устроена из кавалерийских полков целая сеть военных поселений. Кроме того, в Александровском уезде в разное время селились поляки, выходцы из польской Украины, военнопленные из татар и турок, цыгане. В 1846-50 гг. в Александровском и Мариупольском уездах устроены колонии евреев-землевладельцев.
К началу девятнадцатого века население губернии в основном состояло из малороссов (около 75%), затем шли великороссы, немцы, сербы, евреи и т. д.
Основным занятием крестьян было земледелие; система хозяйства четырехпольная, степная, или трехпольная и двупольная без удобрения, или совершенно неопределенная (у крестьян). Несмотря на то что почва в основном была чернозёмной, переходящей в суглинок, иссушающие ветра и малое количество осадков не позволяло развиваться сельскому хозяйству. Дожди с середины весны и северо-восточный ветер, дующий летом и приводящий к частым засухам, губительно влияли на урожай. Благоприятными для земледелия считались лишь земли вдоль течения больших рек и по Азовскому побережью, где благодаря регулярным осадкам удавалось бороться с засухой и получать неплохой урожай.

Строительство


Так как земли были заселены людьми разной культуры со своим привычным укладом и обычаями, это не могло не отразиться на жилищах того времени.
Крестьянский дом – это особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служил человеку защитой от сил природы и в то же время являлся отражением его внутреннего мира, неотъемлемой частью его духовной жизни. В само понятие дома вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.
Русские крестьянские избы строились в один или два ряда – «порядка» - вдоль реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Избы рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такую избу можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков. Принципиальные изменения в строительной технике стали вводиться лишь в последней трети девятнадцатого века.
При строительстве крестьянской избы большое значение уделялось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым, счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем. Неудачным для строительства было место, где прежде находилось захоронение людей, проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, удерживали тепло, долго не гнили.
Постройка русской избы осуществлялась собственными силами семьи или нанималась артель плотников.
Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревно первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе.
Русская изба ориентирована обычно на юго-восток. Это обусловлено практически - лучше освещенность дома, так же мифологически – божеская, красная сторона.
В крестьянских домах было одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, летнее, парадное помещение – горница.
Убранство русской избы отличалось простотой и целесообразным размещением предметов. Основное пространство избы занимала русская духовая печь, которая, как правило, располагалась у входа, справа или слева от дверей. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним расположена божница с иконами.
В интерьере крестьянской избы вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати. Вся эта неподвижная обстановка дома сооружалась вместе со строительством самого дома и называлась хоромным нарядом.
Передний угол избы с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи – печной угол, середина избы – рабочим местом. Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывающий на юго-восток, как святое место.
В убранстве русской избы печной угол считался местом темным, нечистым, там жил домовой. В доме крестьянина как бы было два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной мере важные для семьи.
Сравнительно небольшое пространство русской избы, около 20-25 квадратных метров, было организовано таким образом, что в нём с тем или иным уровнем удобства располагалась довольно большая семья в 7-8 человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включающей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи.
Места для ночного сна так же были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце. Дети и холостая молодежь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное – на лавке под полатями или на помосте около печи.
Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели сидя на приставных скамейках или табуретках.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. Не было скатерти на столе, стены без украшений. В праздники изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью.
Внутренне убранство русской избы стало заметно меняться со второй половины девятнадцатого века. Во многих избах появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства избы, появились даже небольшие спальные комнаты.
Русский крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями. В русской деревне утварью называлось все движимое имущество в доме, жилище. Фактически утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь – это посуда на кухне для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
Основные типы домашней и хозяйственной утвари, использовавшейся крестьянами в девятнадцатом – первой четверти двадцатого века, сложились еще в древности. В раскопках русских городов и селений десятого - тринадцатого веков ученые находили предметы утвари, внешний вид которых имел сходство с утварью девятнадцатого века.
Крестьянская традиционная утварь на всей территории расселения русского народа была однотипной. Однако характерной особенностью было изобилие местных терминов, называющих по-разному один и тот же предмет.
Сосуды одной и той же формы, одного назначения, выполненные из одного и того же материала, одним и тем же способом, назывались по-разному в разных губерниях, уездах, волостях и даже деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу в одном доме, получал название «кашника», тот же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, назывался «щенником».
В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была так же утварь, изготовленная из бересты, плетённая из прутьев, соломы, корней сосны.
В девятнадцатом веке в обиход крестьян начали приходить новые предметы кухонной утвари. Вместе с самоваром и кофейником в быт вошли чайные чашки с блюдцами, сахарницы, вазочки для варенья, чайные ложки.
Наполнявшая русский дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно, исходя из чисто практического её использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина, важные моменты жизни почти каждый из её предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Сундук для приданого в один из моментов свадебного обряда из ёмкости для хранения одежды превращался в символ зажиточности семьи, трудолюбия невесты.
Две ложки на свадебном столе, перевязанные лентой, обозначали единение и согласие жениха и невесты. Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей и т.п.
Тип русской избы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства – всё это определялось природно-климатическими условиями, общерусской и местной традицией и имело ряд отличий в разных регионах расселения русского народа.
На севере Европейской части России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади тоже крытым двухъярусным двором. Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж – подклет – использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота – стаями. Второй этаж – поветь – использовался как сеновал.
В центральных районах Европейской России крестьянский дом состоял из одноярусного дома на невысоком подклете, под двускатной крышей, с двором, прилегающим в большинстве случаев к его боковой стороне.
В южнорусских районах крестьянские избы были низкие, без подклета, под четырехскатными крышами. За каждой из них находился широкий, открытый сверху двор, застроенный по периметру теплыми помещениями для скота, навесами для хранения сельскохозяйственного инвентаря, телег.
В восемнадцатом веке массовая застройка сёл и городов Украины и юга России велась в основном из дерева. Дома не сохранились, и судить о них можно только по сохранившимся описаниям и чертежам. Крестьянское жилище состояло обычно из сеней и примыкающих к ним одного или двух жилых помещений. Жильё ремесленников и других горожан отличалось от крестьянского несколько большими размерами и количеством помещений, группировавшихся вокруг сеней или светлицы, и внутренней отделкой. В городских домах появляются черты городского многоэтажного секционного дома с внутренними лестницами, получившего развитие в строительстве девятнадцатого века. До конца восемнадцатого века городское массовое жилище почти не отличалось от сельского. Даже в первой половине девятнадцатого века в городах еще можно было видеть украинские невысокие хаты на две половины, крытые соломой. В некоторых городах, например, в Чернигове, встречались даже курные избы.

Особенности возведения жилища


Переселенцы из более северных российских губерний принесли с собой обычай постройки деревянных изб, но жаркий климат и недостаток древесины для их постройки заставил людей перенять обычаи строительства украинских хат-мазанок, которые представляли собой деревянный каркас, выполненный из половинных брёвен, обмазанный саманом – смесью глины, навоза и соломы и имеющий соломенную крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Тем не менее, обмазывание саманом не являлось обязательным элементом хаты: так в более позднее время и ранее в более зажиточный селах, станицах, хуторах, городах да и вообще у более богатых семей вместо этого хата могла быть обита кровельным железом и покрашена в яркие цвета - как правило, сочетание белого и голубого. Традиционно хата белилась мелом - белой глиной - изнутри и снаружи. Хата обязательно должна была иметь ставни, которые закрывались в самую жару. Пол в хате, как правило, — земляной. В целом хата по сравнению с избой является более южным вариантом жилища, предназначенным для использования в более теплом климатическом поясе, характерном жарким летом и относительно мягкой зимой.
Под словом «хата» часто подразумевается не только сам дом, но и его части: передняя хата и задняя хата. Под передней хатой понимается половина дома, окна которой выходят на улицу. Отделение передней хаты от задней, как правило, Русской печью (или как вариант более простой по конструкции малороссийской грубой), стоящей в середине дома, и стенной перегородкой, выполняемой, как правило, путём обмазывания глиной деревянного или плетёного каркаса. Задняя хата - половина дома, окна которой выходят во двор. Сени - наружняя дверь, как правило, примыкают к задней хате. Завал печи также осуществляется со стороны задней хаты. Таким образом, передняя хата выполняет роль более чистой, парадной комнаты, предназначенной для отдыха, встречи гостей, размещения икон и т.п. В этом смысле её значение равносильно значению светлицы в избе и горницы в тереме. Задняя хата несёт на себе большую хозяйственную нагрузку: в ней готовится еда, так как именно здесь находится рабочая сторона печи, осуществляется топка печи, хранится посуда и съестные припасы; при необходимости в сильные морозы могут отогревать молодняк скота и т.п. Иногда часть задней хаты - один из углов, примыкающей к печи, дополнительно отгораживают от пространства задней хаты, таким образом получается что-то вроде кухни.
Возведение дома не менялось на протяжении нескольких веков. С этой точки зрения представляет интерес описание строительства хаты, приведённое в книге А. И. Шестуна «Воспоминания».
«Весной начались работы по подготовке к строительству. Старшие братья... организовали взрывные работы – рвали камень на фундамент, а мы с Кириллом... вывозили этот камень на быках к месту будущего строительства... Как только весь камень перевезли, немедленно приступили к изготовлению самана – это замешанная с навозом и смолой глина, высушенная в специальных формах».
Поначалу, в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, переселенцы ютились в приземистых мазанках и сырых, построенных наспех из камыша и глины землянках. Недоброкачественная пища и вода, непосильный труд часто приводили к тяжелым заболеваниям, несколько раз в губернии вспыхивали эпидемии чумы и холеры. Медицина в то время была развита недостаточно, хирургические операции проходили практически без обезболивания и без стерилизации хирургических принадлежностей, поэтому до середины девятнадцатого века от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений операционных ран умирало более 80% оперированных.
Врачебная помощь на селе практически не оказывалась, что приводило к высокой смертности, особенно среди детей. Поэтому, несмотря на частые роды в крестьянских семьях, в условиях низких санитарных норм, отсутствия гигиены и недоступности своевременной медицинской помощи до подросткового возраста доживали далеко не все дети.
Переселенцы охотно перенимали культуру других народов. Особое влияние на их жизнь оказывало казачество, которое, благодаря сильным традициям, распространялось с западных территорий дальше на восток.

История казачества


Казачество составляет одно из оригинальных и крупных явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: велико- и малороссов. Возникшие в XVI веке на всем юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьезное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая давление на внутренний строй и судьбу государств.
Само слово “козак” принадлежит татарам, у которых этим именем назывался низший разряд войск, наиболее легко вооруженный. Татарские козаки и в смысле отдельных наездников, и в смысле вольных, не подчинявшихся ханской власти военных отрядов, известны в истории раньше казаков русских. Так, уже в XV веке упоминаются казаки азовские, перекопские, белгородские. Это должно было породить аналогичное явление и в русском быту. Опасность набегов ордынцев, постоянно угрожавшая южным окраинам московского государства, определяла собою жизнь населения окраин. Пограничные поселенцы обращались в воинов, заимствуя у татар способ ведения войны путем грабительских набегов – способ, единственно возможный для частных лиц. Татарским наездникам противопоставляются русские, вместе с боевой обстановкой перенимающие от своих врагов и имя козак.
Московскому князю для борьбы с татарами нужно было войско. Раньше это войско составляли приближенные к царю люди, но их было не много, и поэтому в войско брали людей от сохи, оттого и называли их посошными людьми. Князья награждали своих дружинников за храбрость и дарили им поместья вместе с живущими в них крестьянами, но за это требовали, чтобы по первому призыву они приводили с собой конных вооруженных людей. Вначале крестьянам было разрешено переходить от одного боярина к другому, но, чтобы каждый из дружинников мог выполнить княжеский наряд на войну, запретили свободно переходить крестьянам. Их прикрепили к земле. У одного помещика крестьянам жилось хорошо, у другого плохо. Наиболее сильные и мужественные из них, кто не смог забыть своей воли, уходили искать счастья на юг, в Дикое Поле. Там они соединились с остатками свободолюбивых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся от татар в дремучих лесах, сдружились и положили основание Донскому казачеству. На Дон шли и те, кто пострадал от татар, и те, кто просто хотел поискать удачи в бранном деле.
Так как татары были конными, то и казаки обзаводились конём с седлом и переметными сумами. Вооружались казаки саблей и луком со стрелами.
Каждая станица выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло и название атаман.
Удобство обороны границ путём лёгкой конницы заметило и московское правительство, заведшее с этой целью в XVI в. особых так называемых городовых казаков, поселявшихся при пограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой службы. Но городовые казаки были не многочисленны и не приобрели заметного влияния на вольных казаков. Наоборот, последние именно в эту пору укрепили своё положение и получили совершенно самостоятельное значение. Но усиление власти московского царя, сопровождавшееся потерей политических прав населения, громадное податное бремя, подрывавшее хозяйственную состоятельность, быстрое развитие крепостного права, религиозная нетерпимость, подавление русской национальности – все эти причины приводили к тому, что всё больше людей уходило в казачество. Во второй половине XVI в. на Дону уже существует община донских казаков, и в то же время украинское казачество образовывает в степи подобную общину – Запорожскую Сечь.
Земли, некогда принадлежавшие запорожским казакам, находились в границах Днепровской, Запорожской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей. Поляки называли эти места Диким полем, а русские – Заднепровской Украйной. Чтобы было легче следить за нападавшими на левой стороне Днепра, казаки оградили степь особыми постройками, которые назывались «редутами». Эти редуты отстояли один от другого верст на 10, а то и 20 – 30. Для постройки копали кругом ров. По середине ставили деревянное жилье на 50 казаков, которые по очереди несли караульную службу. Обычно за полверсты от редута ставилась так называемая «фигура», сложенная из 20 смоляных бочек, на верху фигуры на специальном блоке висела пакля, вымоченная в селитре. С появлением орды зажигалась ближайшая фигура, за ней вторая, и так по всей линии редутов очень быстро распространялась тревога.
Семьей запорожца был его курень. Когда он поступал, ему показывали место длиною в три аршина (2м 10см) и шириною в два аршина (1м 40см) и говорили: “Вот тебе домовина (т. е. гроб), а когда помрешь, зробiм еще короче”. В курене казак как бы рождался, крестился и умирал. Тут на виду у всех проходила вся его жизнь, полная тревоги, опасности, разгула и веселья. Куренной атаман считался отцом этой семьи и главным хозяином её имущества. Казак, который не избирался куренным атаманом, не мог никогда попасть ни в кошевые, ни в какую другую войсковую должность. И наоборот, бывшие атаманы, по увольнении со своей должности, оставались в силе, сохраняли почёт до смерти, и их голос часто был решающим на сходках.
Запорожцы принимали к себе всякого взрослого воина, если он сам приходил в Сечь и исповедовал символ веры запорожцев, состоящий из 5 основных пунктов. Первое непременное условие – вновь прибывший должен исповедовать Православие. Второе – он был обязан присягнуть на верность православному государю российскому; третье – говорить на малороссийском языке. Четвертое – быть вольным и неженатым; и пятое – пройти полный курс воинской выучки, который продолжался 7 лет. Ещё привечали запорожцы христианских сирот, которых приманивали гостинцами и ласками и называли «сыновцами». Воспитывали казаки и малолетних «инородцев», которых брали в плен на войне. Их крестили и воспитывали в духе джур (род казацкого юнги). Из этих последних воспитанников получались особые, самоотверженные казаки.
Так, если в начале XVI в. запорожцы насчитывали в своих рядах 3 тысячи человек, то в XVIII веке только в Сечи было 10 тысяч, а общее число приближалось к 100 тысячам.
Составляя пограничный оплот русской земли, созданный усилиями самого народа, казацкие общины вместе с тем удовлетворяли стремление народных масс построить свою жизнь на излюбленных началах равенства и самоуправления. Запорожское войско, по своему происхождению, положению вблизи рубежа врагов своих и по особенным формам своего учреждения, составляло род военного братства, которое можно сравнить с католическими монашеско-рыцарскими орденами. Подобно им, казачество было связано узами общины (societas), веры (religio) и призвания (vocatio). Подобно рыцарям, запорожцы были связаны священными обетами: товариства, ибо все казаки, без различия звания, лет и происхождения, делались братьями-товарищами, называли своего куренного и кошевого атаманов батьком, отцом, а казаков братчиками.
Войско запорожское состояло из старшины и товариства, разделенного на курени. Запорожское низовое войско управлялось старшиною и разделялось по степеням и званиям. Кошевой атаман, первое лицо в войске, был гражданский, военный и даже духовный начальник Запорожья. Как главный судья он был владыка жизни и смерти всякого казака, решая и исполняя судебные приговоры. Он вступал от своего имени в дипломатические отношения с соседними государствами (Крымом, турецкими крепостями и Польшею). Он утверждал все выборы войсковых чинов, распределение по куреням. Дальше шёл войсковой старшина. Это звание присваивалось только четырём лицам: кошевому, судье, писарю и есаулу. В военное время они командовали большими отрядами, имея в своих командах полковников. Судья был главный представитель войскового суда для разбора дел уголовных и гражданских. В отсутствие кошевого командовал на его правах, кроме того, хранил в качестве кошевого казначея войсковой «скарб и армату». Писарь был генеральным секретарем или первым министром войска.
Устройство всех казацких общин в первое время после их возникновения было в главных чертах одинаково. Общее владение всеми земельными угодьями, с полным отсутствием частной недвижимой собственности, равенство всех членов общины, управление исключительно через выборных на определенный срок, подлежащих отчёту перед общиной и сменяемых ею, по её усмотрению, и до истечения срока – таковы существенные особенности этого устройства. С течением времени над казацкими общинами устанавливается власть верховного правительства, так как возросла сила московского государства и стало невозможно собственными силами сдерживать врагов. Это вынуждает в XVII в. общины великорусского происхождения признать над собою протекторат Москвы и подчинить внешнюю деятельность указаниям московской политики.
Подчинив службу казаков своим интересам, правительство с конца XVII века приступает к уничтожению некоторых, наиболее опасных казацких привилегий, запрещая принятие новых членов в их состав и заменяя выборных войсковых начальников назначенными.
В правление Петра служба казаков ознаменовалась своим усилением, так как они должны были принять активное участие в поход на Азов. Это обстоятельство вызвало недовольство у казаков. Петр потребовал выдачу беглых, бежавших к казакам после 1695 г. Когда казаки уклонились от этой выдачи, на Дон был отправлен в 1707 г. князь Долгорукий, который быстро собрал до 3 тысяч беглых. Его неумеренно строгие действия вызвали волнения, переросший в бунт. Кондрат Булавин напал на отряд Долгорукого, перебил его и убил самого предводителя. Тем самым он побудил войско к восстанию, усмирение которого стоило правительству немалого труда. Булавинский бунт послужил для Петра толчком к дальнейшим ограничениям старой казацкой вольности. Вольный выбор войсковых атаманов был постепенно уничтожен. Назначенный Петром Ромазанов должен был оставаться в этой должности бессменно. По смерти его в 1718 г. был назначен атаманом Василий Фролов. После его смерти в 1723 г. войско выбрало Ивана Матвеева, но правительством назначен был Андрей Лопатин. Эта политика продолжалась и после Петра.
Так как Запорожская Сечь выступила на стороне шведов против российского войска, Петра I приказал разрушить её.
4 июня 1775 года – черный день в Запорожской Сечи. В этот день войска под командой генерал-поручика Текелия со всех сторон окружили Сечь и предложили казакам разойтись по домам. В этой обстановке казачье войско раздвоилось. Та часть казаков, которая выступала за вооруженное сопротивление этому насилию, ночью на казачьих лодках «чайках» ушла к Черному морю и далее в Турцию, где с разрешения турецкого султана и обосновалась на жительство. Вторая же часть, несмотря на трагизм происходящего, не захотела поднимать оружие против своих единоверцев и, подчинившись требованию Императрицы, разошлась по домам. Войска разрушили Запорожскую Сечь до основания и под этим названием казачество уже более никогда не возродилось.
Начиная с 1787 года, для участия в очередной русско-турецкой войне часть бывших запорожских казаков, с разрешения фаворита Екатерины II князя Потёмкина, стала объединяться в войско. Инициаторами и руководителями этого движения стали авторитетные фигуры ликвидированного казачества Сидор Белый, Захар Чепега и Антон Головатый. Эта часть казачества получила название «верных». А за боевые заслуги в русско-турецкой войне на Чёрном море Потёмкин, с разрешения Екатерины II, назвал это войско «Черноморским». Войско росло, и для его расселения руководство попросило предоставить им земли в Приазовье, на Кубани. 30 июля 1792 года был получен Высочайший указ, в котором говорилось, что войску казачьему Черноморскому, собранному покойным генерал-фельдмаршалом князем Потёмкиным из верных казаков бывшей Запорожской Сечи, дана жалованная грамота на земли между Кубанью и Азовским морем.
Указом Императора Александра II от 19 ноября 1860 года Черноморское казачье войско было переименовано и стало называться Кубанским Казачьим Войском.
Кроме Запорожской Сечи существовало еще и Донское войско. Казаки на Дону, в противоположность Запорожцам, жили семейным бытом, в станицах, где они занимались, помимо войны, охотой и рыболовством. Земледелия в ту пору еще не существовало. А когда оно начало появляться, то решением войскового круга было постановление запретить обработку земли под страхом наказания. Казаки, выделившиеся из рядов войска своими способностями и храбростью, сохраняли впоследствии свое привилегированное положение. Рядовое казачество распалось на два разряда: казаков «домовитых» – имевших прочное хозяйство, и на казаков «голутвинных» или «голытьбы» – недавних выходцев, людей неимущих.
Управление войском, также как и в Запорожской Сечи, сосредотачивалось в руках войскового атамана, избираемого на общем собрании. Помощником атамана был есаул, а для письменных – войсковой подьячий.
В XIX веке казаки представляют одно из сословий Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами.
В сословном отношении казаки разделяются на дворян и простых казаков: последние до некоторой степени соответствуют сословию сельских обывателей. Казачьи войска занимают огромные пространства в Европейской и Азиатской России – юго-восточные окраины (Область Войска Донского, бывшие горские земли северного Кавказа, по долинам рек Кубани и Терека, также узкая полоса земли по всему течению реки Урал, земли по соседству с киргизскими областями и пограничные с китайскими владениями области Сибири). На этом пространстве в XIX веке насчитывалось 11 казачьих войск, которые по своей численности идут в следующем порядке: донское, кубанское, оренбургское, забайкальское, терское, сибирское, уральское, астраханское, семиреченское, амурское и уссурийское.
Изначально казачество образовалось не только для охраны границ, но и для завоевания новых территорий. В XIX веке оно как уже правительственное войско участвовало почти во всех походах, которые предпринимало государство, а так же служило для обороны самого государства. Создавались новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское, а затем Забайкальское.
Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части сыграли видную роль в Отечественной войне 1812 года. Как при вступлении Наполеона в Русскую землю донцы наседали на французов и всюду теснили их, так и при отходе врага донские казаки неустанно преследовали его. Они навели панику и уныние на французских начальников. Вот что писали о них в это время лучшие знатоки кавалерийского дела:
“…Казаки делают войну весьма опасною, - писал о донцах француз де-Брак, - и в особенности для тех офицеров, которые назначены производить разведки. Многие из них, в особенности офицеры генерального штаба, довольствовались обыкновенно тем, что успевали узнать от местных жителей, и из опасения наткнуться на казаков нигде не проверяли на месте этих показаний, а потому император не мог узнать того, что происходило в неприятельских войсках…”
Другой француз, генерал Моран, поражается лихостью и увертливостью донских казаков.
“…Казаки, кидаясь в атаку, - пишет он, - обыкновенно несутся марш-маршем и хорошо останавливаются на этом аллюре. Их лошади много способствуют смелости и со своими всадниками составляют как будто одно целое. Эти люди, будучи осторожны, не требуют особых попечений о себе, отличаются необыкновенною стремительностью в своих действиях и редкой смелостью в своих движениях. Казаки делают чудеса: истребляют не только пехотные колонны, но нападают быстро и на артиллерию”.
После смерти императора Александра I на престол вступил его родной брат Николай I. Еще с 1801 года велась непрерывная война на Кавказе, где воевали казаки. В 1826 году началась война с Персией, а в 1828 году и с Турцией. Донские полки участвовали во всех трех войнах.
8 октября 1828 года соединенные турецкие и египетские корабли были разбиты и уничтожены соединенными кораблями России, Англии и Франции под Наварином. Соединённые великие европейские державы наказали турецкого султана за те обиды, которые испытывали богомольцы, ходившие к гробу Господню. Султан приказал всем своим подданным готовиться к войне с Россией. Тогда 14 апреля 1828 года император Николай I объявил войну Турции. Пятью армейскими корпусами двинулась армия в Турцию. Три корпуса шли на Дунай, один шел морем на кораблях через Чёрное море и один на Кавказ. Во всех корпусах находились донские казачьи полки.
За Дунаем война шла большей частью под крепостями. Осаждали Варну, Силистрию и Шулму и брали эти крепости штурмом. Казакам приходилось нести сторожевую и охранную службу, содержать летучую почту, стоять на заставах.
На Кавказе также предстояло захватить немало крепостей. Так, в августе 1828 года войска осадили сильную крепость Ахалцых. К туркам подошла помощь, но солдаты отбили подкрепление. Не хватало снарядов, продовольствия, но уже 15 августа войска бросились на штурм. Вместе с егерями в город внеслись донские казаки 4-го взвода донской артиллерии. Когда крепости были взяты, армия сходу овладела Адрианополем и вышла на подступы к Константинополю. Тем временем Кавказская армия взяла турецкие крепости Карс и Эрзерум. И в сентябре 1829 года был подписан Адрианопольский мирный договор.
25 ноября 1830 года в Петербурге было получено известие, что 17 ноября в Варшаве вспыхнуло восстание. Поляки убивали генералов, офицеров и солдат, покушались на жизнь родного брата государя цесаревича Константина Павловича, бывшего наместником в Царстве Польском. У поляков было своё, хорошо обученное и вооруженное войско. Оно стало на сторону мятежников, и скоро у предводителя восстания, генерала Хлопицкого, было до 13 тысяч солдат. Император Николай Павлович двинул против них армию, возвращавшуюся из Турции, под начальством генерала Дибича, где собралось около 190 тысяч человек.
На усмирение поляков пошли полки: из Петербурга лейб-гвардии Казачий и с Дона – Атаманский, Грекова 5-го, Ильина, Андриянова, Катасонова, Секретева, Кутейникова, Борисова, Карпова 4-го, Егорова, Карпова, Платова 2-го, Пименова и Киреева.
Походным атаманом был назначен генерал Максим Григорьевич Власов. В это время Власову было 64 годам, но он сам водил казаков в атаку. В одном из таких боев он был ранен, но, едва оправившись от ранения, встал, и сев на коня, вновь повёл казачьи полки в бой. Усмирение поляков окончилось взятием Варшавы. Но ещё долго стояли казачьи войска по границе и по всем почтовым трактам. Они несли службу, которую теперь несёт пограничная служба. Взводами, полусотнями, редко где сотнями были раскинуты они по Польше и служили не ведая отдыха.
Ещё в царствование Александра I к России добровольно присоединилось большое и богатое Грузинское царство, расположенное за Кавказскими горами. Сообщение между Тереком, проходящим по эту сторону Кавказского хребта, и Грузией, лежащей по ту сторону гор, могло проходить только через горы, по так называемой Военно-Грузинской дороге. Эта дорога шла через кавказских горцев, черкесов, чеченцев и татар, постоянно нападавших на русских людей. Нужно было смирить их, сделать Кавказ безопасным для его жителей. Для этого России пришлось приступить к постепенному завоеванию Кавказа, к постройке целого ряда небольших укреплений. Это сопровождалось ведением постоянных военных действий, которые растянулись на 63 года, с 1801 года по 1864 год.
Кавказская война не походила ни на одну из войн. Враг был повсюду. Сегодня «мирной» татарин – завтра брался за винтовку и из-за скалы стрелял по казакам и солдатам. Всё население Кавказа, – старики, юноши, женщины – были прекрасными воинами и отличными наездниками. Жители исповедовали магометанскую веру. Их священники призывали к войне с христианами, обещая им очищение от грехов и вечную жизнь за убийство русских.
В конце 20-х годов XIX века оформилось религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против русских. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе – имамат.
В 1834 г. главой государства стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию.
Во время тяжелой борьбы с кавказскими горцами было совершено много подвигов донскими казаками. Очень часто им приходилось в одиночку обороняться от многочисленного и злобного неприятеля. Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа.
На эту «вечную» войну посылались донские казаки. Они шли сюда, не обученные владеть пикою, шашкою и ружьём, а побеждал тот, кто ловчее рубил, сильнее колол, метче стрелял. Казаки шли на плохих лошадях, а тут были лихие аргамаки, ловкие и быстрые кабардинцы, золотистые карабахи. Тут побеждал тот, у кого лошадь была вернее. Тут надо было постоянно учиться и быть всегда готовым к бою. Донских казаков разбирали повсюду. Они сопровождали почту, чиновников, у каждого человека, служившего на Кавказе, был непременно донской казак. Ослабленные сотни не учились, и, когда наступал бой, они были хуже черноморских или линейных казаков. Поначалу горцы не боялись донцов, смеялись над грозными казачьими пиками и называли казаков «камышом». Бедные донцы только гибли под ударами острых шашек, под меткими выстрелами чеченцев.
Но все это быстро переменилось, когда в 1846 году на Кавказ с 20-м полком прибыл войсковой старшина Яков Петрович Бакланов. Он стал обучать казаков разведывательной службе, саперному и артиллерийскому делу. Для этого он собрал 7-ю учебную сотню. В ней под его наблюдением готовились учителя на весь полк. При полку также были собраны пластунская команда из лучших стрелков и наездников, ходившая на самые опасные разведки, и ракетная, которая работала как конногорная батарея, посылавшая в неприятеля особые, начиненные порохом и пулями ракеты. Скоро с молодцами-донцами, готовыми отдать свою жизнь за него, за славу Дона, Бакланов стал страшен всему Кавказу. С уважением говорили о донских казаках в армии, со страхом думали о них черкесы и татары. За взятие Гойтемировских ворот, которое позволило проложить широкую просеку через Большую Чечню, Бакланов получил чин полковника. 1852 году получил орден св. Георгия 4-й степени. В 1855 году он был уже в чине генерал-майора и после штурма Карса был назначен в Кутаиси.
С окончанием Кавказской войны, в 1864 году, кончилась и служба донцов в Грузии. Прощаясь с донскими казачьими полками, тогдашний наместник на Кавказе, князь Михаил Николаевич, в приказе, отданном по кавказским войскам, так изволил выразиться о казаках:
«Храбрые донцы в течение шестидесятилетней Кавказской войны постоянно делили с русскими войсками и труды, и славу военных подвигов, и многие из этих подвигов займут почётное место в истории».
Достаточно сказать, что только вторую половину Кавказской войны, с 1836 по 1864 год, перебывало в Грузии 118 казачьих полков или около 100 тысяч человек, из них убито и ранено 1763 человека и умерло от болезней более 16 тысяч человек. За это же время для образования Сунженской и Лабинской линий было переселено с Дона около 10 тысяч казачьих семейств. Они вошли впоследствии в состав Терского казачьего войска и своими подвигами покрыли славою знамена терских полков. В память боевых заслуг донских казаков на Кавказе войску Донскому пожаловано Георгиевское знамя с надписью: «За Кавказскую войну».
Кавказская войны была особенно трудна ещё и потому, что в то же время России приходилось вести войны с турками в 1828 – 1829 гг. и 1853 – 1856 гг., с персами в 1827 – 1829 гг. Эти три войны большею частью прошли на Кавказе. Два раза пришлось усмирять поляков: в 1831 г. и в 1863 г. и вести войну с венграми в 1849 году. Во всех этих войнах участвовали донские полки. В Венгерский поход пошли казачьи полки 1, 2, 32, 41, 43, 45, 46 и 48-й и донская конно-артиллерийская 6-я батарея. В походе же к границам Венгрии ходили, кроме того, лейб-гвардии казачий Его Величества и лейб-Атаманский полки и две донские батареи. Поход этот продолжался недолго. Венгры, взбунтовавшиеся против своего австрийского императора, скоро сложили оружие перед полками Российского государя, и война окончилась. Казаки и в эту войну показали себя молодцами. Они переплывали реки, бросались небольшими партиями на неприятельские батареи и отбирали у венгров орудия, и всюду и везде были впереди.
Государь Наследник Цесаревич, посылая грамоту войску Донскому, написал письмо войсковому наказному атаману Михаилу Григорьевичу Хомутову. В этом письме Государь Наследник писал:
«Эти знамя и грамота будут навсегда говорить потомству о чудной храбрости и молодечестве сынов Дона в долинах закарпатских, которым дивилась Европа и восхищалась земля Русская».
Когда полки вернулись из венгерской кампании, на Дону произошли значительные перемены. Войсковой наказный атаман Максам Григорьевич Власов скончался в 1848 году от холеры в Усть-Медведицкой станице. Продолжать и развивать начатое дело просвещения широко разросшегося Дона был призван генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Хомутов, первый атаман не войскового сословия. Хомутов добился, чтобы был созван Комитет для пересмотра Положения о войске Донском, изданного атаманом Власовым и нуждавшегося в больших исправлениях. Атаману Хомутову пришлось выполнить тяжелую работу: собрать всё войско Донское на войну, которую вела Россия с Турцией и бывшими с нею в союзе Англией, Францией и Сардинией. Война началась в 1853 году. Во время неё мужественной обороной прославился Севастополь, отчего и война эта известна больше под именем Севастопольской кампании.
В самый разгар Севастопольской войны скончался Император Николай I. На престол вступил его сын Александр II. Едва закончилась война, как Александр II начал ряд преобразований в государстве, в том числе и в казачестве.
С 1862 по 1866 год на Дону войсковым наказным атаманом был генерал-адъютант граф Павел Христофорович Граббе. При нем в 1863 году велено было сократить срок службы казака и вместо 25 лет определить 15 лет полевой службы и 7 лет службы внутренней. Этим начался ряд преобразований в порядке отбывания службы казаками, который закончился в 1875 году изданием нового устава о воинской повинности. По этому уставу воинской повинности подлежит всё войсковое население, за исключением священников и православных псаломщиков. Денежный выкуп и замена охотниками не допускается. Общий срок службы – 20 лет. С января 1869 года донские полки стали подчиняться начальникам кавалерийских дивизий во всех округах. Кавалерийская дивизия состояла из одного драгунского, одного уланского, одного гусарского и одного казачьего полка. В 1870 году общий дисциплинарный устав был распространен и на казачьи полки. От казачьих полков требовали, чтобы они не только не отставали от регулярных полков, но превосходили их в стрельбе на все дистанции, в быстроте седловки и выходе в строй по тревоге, в сторожевой и разведывательной службе. Для обучения казаков понадобились знающие и образованные офицеры, и поэтому для подготовки к тяжёлому и ответственному званию офицера в 1869 году в городе Новочеркасске учреждено было Новочеркасское юнкерское училище, в которое были приняты урядники войска Донского в числе 114 человек, а в 1877 году был устроен класс казачьих артиллерийских юнкеров. Наконец, с 1858 года начинается постепенное увеличение жалованья казачьим офицерам – мечты атамана Власова сбылись. В 1873 году были введены на Дону новые военно-судебные и судебные уставы Императора Александра II.
Так постепенно, шаг за шагом, казаки плотно сливались с русским населением всей России. Разница оставалась только в порядке пользования землей и отбывания воинской повинности.

Казачьи заповеди


Казачество – братство людей, объединённых особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Превыше всего в Казачестве всегда была Казачья воля и народоправство.
1. Честь и доброе имя казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все – рабы божьи!»
3. По тебе судят обо всём казачестве и народе твоём.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово. Слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив. Не бездействуй.
10. Береги семью свою. Служи ей примером.

Вопросы вероисповедания


Казак должен посещать церковь в дни богослужений, по праздникам (Пасха, Рождество, Крещение, Троица и т. д.), а так же в престольные праздники. Посещения церкви – для казаков обязательны. Казак должен знать, где он крестился, где крестились его предки, делать всё возможное для восстановления разрушенных храмов. Казак обязан знать церковные праздники.


Казачьи символы и знаки


Знамя являлось символом полкового, войскового объединения. Оно было святыней, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения.
Символом атаманства являлась сабля, которая не принадлежала ему лично, а была у него на хранении на время правления. Сабля могла храниться в церкви и надеваться на Круги по праздникам. Также атаман носил на шее медаль, на лицевой стороне которой была надпись «Атаман станицы...» На оборотной стороне гравировались имя и фамилия Атамана и годы его правления, после исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память.
Знаком отличия Есаульца и Приставов на Кругу была нагайка. В повседневной жизни она является знаком власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака. Нагайка дарилась тестем зятю на свадьбе и висела на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан её вернуть, а бросившего – расцеловать. Если старик переступал через нагайку, это означало, что покорность ему не угодна и обида или грех провинившегося не прощены.
Папаха или фуражка – знак обладания казаком юридического полноправия. На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости, а также не имеющие юридических прав казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами. Шапка снималась во время молитвы, принятия Присяги и выступления на Кругу. Шапка, сбитая с головы казака, была вызовом на поединок. В доме шапка лежала на видном месте, у вдовы она хранилась под иконой – это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Символом всей полноты прав казака, а также символом обладания им паевого земельного надела являлась шашка. Вручалась казаку стариками в 17 лет, а за особые заслуги и раньше. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. В церкви шашка обнажалась на половину, что означало готовность казака встать на защиту христианства. Шашка хранилась в семье на видном месте и передавалась от деда внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследника, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему. Шапку и шашку казак мог потерять только с головой. На Кругу голосовали шашками. Не обладавший полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишён права ношения оружия на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Неотъемлемой частью одежды казака строевого возраста являлись погоны. Они обязательно носились казаками до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны, шевроны разрешалось носить пожизненно.
Башлык также был наделён символическим значением. Завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.
Посох служил символом старости и мудрости. Члены Совета стариков сидели, опершись на посох. Посохом наделялись судьи, ходатай по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох был призывом Круга к молчанию.
Одним из символов казака является лампас. Как деталь одежды он появился ещё в глубокой древности – кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков лампас приобрёл значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей. Символом казачьей независимости и национальной обособленности.
Серьги у мужчин означали его место и роль в роду. Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей. По наличию серьги командир при равнении налево и направо видел, кого следует поберечь в бою.
Колец, как правило, мужчины не носили, это считалось женским украшением.
Представляет интерес отношение к женщине в казачьей общине. Одна из заповедей казака гласит:
«Казак обязан оберегать женщину, защищать её честь и достоинство. Этим ты обеспечиваешь будущее всего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела».
Казачка считалась хранительницей очага, она была в семье главной. При разводе всё имущество семьи переходило к женщине. Семья являлась святыней брака, основой казачьего общества.


 

Главная 


Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика

Valid XHTML 1.0 Transitional